Рыболовный эхолот – это электронное устройство, предоставляющее информацию о глубине и рельефе дна, параметрах воды, наличии рыбы и подводных объектов на исследуемом участке. Такие девайсы востребованы на зимней рыбалке, морских и маломерных речных судах. Они помогают получать больше улова и удовольствия от рыбалки. Для автономного питания таких приборов может использоваться бортовая электросеть судна или отдельная аккумуляторная батарея.
Обычно для питания эхолотов используют АКБ со стандартным напряжением 12 В и емкостью от 1 до 25 А·ч или выше, в зависимости от необходимой автономности. С увеличением емкости возрастает время автономной работы батареи на 1 заряде. Технология изготовления аккумуляторов может быть разной: AGM, GEL, Li-ion, LiFePO4. Все они имеют герметичный корпус, могут применяться в произвольном положении, не боятся вибраций и попадания струй воды. Как правило, АКБ устанавливают в нишу под полкой для эхолота.
Для восполнения запаса энергии в аккумуляторах каждого типа предназначены специальные зарядные устройства. Помимо типа АКБ (AGM, GEL, Li-ion или LiFePO4), они должны соответствовать заряжаемым накопителям энергии по вольтажу и зарядному току. Эти параметры зависят от того, сколько «банок» и по какой схеме соединено в аккумуляторную батарею.
Каким ЗУ лучше заряжать аккумулятор эхолота?
Любую АКБ нужно заряжать полностью совместимым с ней зарядным устройством. Оно должно:
- Предназначаться для аккумуляторов с данным химическим составом – литий-ионных, литий-железо-фосфатных, свинцово-кислотных со связанным (AGM) или гелеобразным электролитом(GEL, мультигель). От типа химии зависят параметры и алгоритм зарядки. Например, Li-ion батареи нужно заряжать до уровня 4,2 В на ячейку, а LiFePO4 – до 3,65 В. При этом зарядка литиевых АКБ осуществляется по алгоритму CC/CV – вначале интенсивно в режиме постоянного тока, а затем для окончательного добора емкости – с неизменным напряжением.
- Соответствовать АКБ по напряжению заряда (Uвых=UАКБ). Например, для зарядки Li-ion батареи из 3 объединенных последовательно «банок» или серий-параллелей (схема 3S) напряжение заряда ЗУ должно составлять 3 х 4,2 В = 12,6 В.
- Выдавать подходящие зарядные токи – чтобы АКБ заряжалась относительно быстро, но при этом не перегревалась. Для Li-ion аккумуляторов большинства подтипов оптимальными являются токи заряда 0,5–1С. Так, для сборки емкостью 12 А·ч зарядные токи должны составлять 6–12 А. Для моделей подвида LiFePO4 оптимальными считаются токи заряда 1–5С, а в режиме быстрой зарядки допускается их увеличение до 10С.
- Автоматически прекращать подзарядку АКБ при 100% восполнении ее емкости, иметь защиту от высоких температур, короткого замыкания, избыточного заряда, переполюсовки – такие функции предусмотрены у каждого качественного зарядника.
- Иметь соответствующие разъемы, индикатор и, если нужно, дополнительные функции: возможность тестирования и восстановления батареи, использования метода капельного заряда, измерение внутреннего сопротивления и т.д.
- Иметь прочный корпус с высоким классом пылевлагозащищенности.
Как заряжать аккумулятор для эхолота?
Зарядка производится в сухом помещении с рекомендуемой температурой от +5 до +20 °С (допустимый диапазон – от +1 до +40 °С). Вилка ЗУ подключается к розетке 220 В. Зеленый индикатор сигнализирует об исправности зарядника. Его штекер совмещается с разъемом АКБ, и происходит восполнение энергии, о чем сигнализирует красный индикатор.
Желательно дать батарее зарядиться полностью, особенно если для выравнивания заряда между ячейками она оснащена пассивными балансирами. Об окончании процесса сообщит смена красного огонька на зеленый. Значит, пора отключить ЗУ от сети и от батареи. Если в ходе зарядки что-то идет не так – например, батарея или зарядник перегревается, чувствуется запах гари и т.п. – процесс необходимо прекратить. Накрывать АКБ или ЗУ во время зарядки запрещается.
В предыдущей статье блога VoltBikes.ru мы рассказали об особенностях прямого и редукторного привода для электровелосипеда.