Усилители дропаутов для электровелосипеда своими руками

Прежде всего, увеличенная нагрузка приходится на дропауты электровелосипеда – посадочные пазы для колесных осей. Спереди они представляют собой прямоугольные проушины в вилке, а сзади – аналогичные прорези в раме. После установки мотор-колес эти пазы подвергаются огромным нагрузкам: из-за большого крутящего момента они легко ломаются, и переднее колесо, например, однажды может вылететь из вилки и уехать вперед байка. Чтобы избежать таких неприятностей, применяют усилители дропаутов. Эти небольшие детали препятствуют разрушению посадочных мест, заботятся о целостности велосипедных вилок или рам и о вашей безопасности.

Виды усилителей дропаутов

Они бывают:

  • разной конструкции, формы и размеров – под всевозможные рамы и вилки;
  • изготовленные из различных сплавов – лучше всего для этих целей подходит высокопрочная сталь;
  • состоящие из 1 или 2 частей (соответственно, идущих на ось и на раму);
  • заводские, изготовленные на заказ и самодельные;
  • накладные и зажимные – в первом случае металлическая деталь надевается на ось и фиксируется к вилке с помощью болтов или хомутов, а во втором – зажимает ось и частично принимает крутящий момент на себя;
  • по назначению – передние, задние и универсальные (по факту большинство моделей взаимозаменяемы);
  • по способу крепления – есть модели, фиксируемые к раме при помощи хомутов или использующие имеющееся отверстие на раме (например, предназначенное для крепления багажника или крыла).

Как они работают

В момент старта и в процессе езды на электровелосипеде ось мотор-колеса способна проворачиваться в посадочных местах. Крутящий момент при этом несоизмеримо больше, по сравнению с его значением на колесах неэлектрифицированного велосипеда. Поэтому ось ступичного электромотора может запросто провернуться или разрушить дропауты, спровоцировав серьезную аварию с необратимыми последствиями. Разрушение вилки или рамы не исключено, даже если они изготовлены из высокопрочных сплавов, а мотор используется маломощный, на 250 Вт.

Усилитель дропаутов для электровелосипеда – обязательная к использованию деталь, которая фиксирует ось мотор-колеса и оптимально распределяет нагрузку, преимущественно принимая ее на себя. Благодаря таким элементам ось МК становится защищенной от проворачивания и вылета из посадочных мест. Пользу этих небольших деталей сложно переоценить, особенно на переднеприводных электровелосипедах.

Усиливать дропауты электровелосипеда необходимо практически всегда:

  • для передних МК – без исключения, обязательно и лучше всего с обеих сторон;
  • для задних – в большинстве случаев, хотя бы с одной стороны, а сделать исключение можно разве что для маломощных электромоторов на 250–350 Вт, если дропауты на велосипеде массивные и катаетесь вы аккуратно;
  • если посадочные места слабые – обязательно;
  • если они крепкие и массивные, но мощность мотора выше 350 Вт – тоже лучше перестраховаться.

 

Подсказки по выбору

Усилители дропаутов для электровелосипеда выбирают индивидуально, прежде всего, учитывая особенности конструкции рамы и размеры оси МК. Чаще всего редукторные мотор-колеса имеют параметры оси 10×12 мм, а модели прямого привода – 10×14 мм. Этим параметрам должны четко соответствовать пазы в усилителях дропаутов. У разных моделей ступичных электромоторов фактические размеры оси могут немного отличаться от указанных производителем значений – например, на 0,1–0,3 мм, но даже такой незначительный зазор может привести к возникновению люфта.

Фактические размеры прорези в усилителе и оси МК должны четко соответствовать друг другу, особенно по ширине паза. Это необходимо для плотного прилегания элементов, их правильной посадки, надежной фиксации оси и исключения люфта. Поэтому лучше использовать усилители с немного заниженными размерами пазов (к примеру, 9,8х12 мм) и подгонять их параметры по месту при установке. Например, можно постепенно растачивать отверстие напильником, пока не будет достигнуто плотное соприкосновение деталей. Незначительный люфт допустим, но желательно свести его к минимуму.

Оптимальная толщина усиливающих деталей – 3–5 мм, она подходит для МК мощностью до 1500 Вт. Чем толще металл, тем лучше, конечно, если позволяет длина оси. Установите электромотор и измерьте, какая толщина усилителя вам подойдет в зависимости от оставшегося свободного места на оси. Что касается остальных размеров и формы, учтите, что устанавливать усилители нужно с достаточно большим рычагом, чтобы эффективно перераспределить нагрузку.

Как самому сделать усилители для велосипедных дропаутов?

Такие комплектующие можно купить готовые в подходящем исполнении, изготовить на заказ под конкретную модель велосипеда или сделать своими руками. Накладные усилители делают из высокоуглеродистой стали подходящей толщины – обычно около 4 мм. Их форму выбирают произвольно, в зависимости от конструкции рамы, чтобы получить достаточно большой рычаг. Выбор материала очень важен: из мягкого или слишком тонкого металла делать такие комплектующие бесполезно – только зря потратите силы и время.

Самодельщики вначале продумывают конструкцию, рисуют эскиз и делают шаблон будущей заготовки из картона. Затем – переносят ее контуры на лист металла и вырезают при помощи УШМ. После этого в заготовке выполняют паз нужной конфигурации, соответствующий параметрам оси мотор-колеса. Это самая сложная задача, т.к. паз должен точно совпадать с параметрами оси.

Прорезь обычно просверливают небольшим сверлом, затем немного расширяют сверлом большего диаметра и вытачивают напильником до получения заданной формы. На этом этапе важно не перестараться, чтобы усилитель наделся на ось туго, без люфтов. Готовую деталь желательно покрасить в цвет рамы. Наконец, остается установить ее и зафиксировать хомутами или болтами, в зависимости от способа крепления.

Изготовление самодельного усилителя зажимного типа

В гаражных условиях проще сделать не накладные, а зажимные усилители. Для их изготовления понадобятся:

  • стальной пруток с квадратным сечением 10х10 или 12х12 мм;
  • болгарка с отрезным диском по металлу;
  • дрель и сверла по металлу на 3 и 5 мм;
  • болты 5х40 мм с гайками и граверными шайбами;
  • для крепления – 4 хомута 24-40;
  • для визуального оформления и защиты вилки от царапин – изолента подходящего цвета.

От металлического прутка нужно отрезать 2 брусочка, которые по длине будут соответствовать толщине оси с добавкой по 15 мм с каждой стороны. По центру в них нужно просверлить по 2 отверстия для болтов. После этого необходимо отрезать длинные бруски для предстоящего крепления к вилке, приложить к ним короткие брусочки и просверлить отверстия для соединения деталей. Готовые усилители остается обмотать изолентой подходящего цвета и закрепить с помощью хомутов.

Есть масса вариантов, как усилить посадочные места под ось мотор-колеса, но сделать это очень важно.

Ранее в блоге VoltBikes.ru вышла статья о том, как подключить стоп-сигнал на электровелосипеде.

  • 05 мая 2024 г.
  • 2461 просмотр