В конструкции электровелосипеда важны все узлы и элементы: мотор-колесо, аккумулятор, контроллер, тормозная система, обода, вилки, велокамеры и, конечно же, рама. К ней крепятся все основные компоненты. От того, какую раму выбрать для электровелосипеда, зависит прочность всей конструкции, точность работы навесного оборудования, срок службы байка, безопасность и комфорт передвижения на нем.
Выбор материала рамы
Велосипедные рамы бывают:
- Стальные. Они немного амортизируют толчки и вибрации при езде по неровностям и облегчают управление, изгибаясь на виражах. Главный их недостаток – тяжелый вес. Современные стальные рамы производятся с добавлением в сплавы хрома и молибдена. Они обеспечивают изделиям высокую ремонтопригодность и увеличенный срок службы. При старении рамы на ней появляются трещины и ржавчина. В процессе эксплуатации рамной конструкции нужно обновлять внешнее эмалевое покрытие и обрабатывать антикоррозийным составом внутренние поверхности трубок.
- Алюминиевые. Производятся из разных сплавов алюминия, имеющих 4-значную маркировку. К примеру, маркировка 7005 говорит об использовании сплава Al+Zn, а 6061 – Al+Si+Cu+Mg. Срок службы у алюминиевых рамных конструкций – до 15 лет. Их характерная черта – способность накапливать усталость и со временем терять прочностные качества.
По прочности современные алюминиевые рамы не уступают стальным аналогам, т.к. производятся с использованием новейших технологий. Немаловажный плюс алюминиевых рам – легковесность и меньшая подверженность коррозии. Но зимой, когда дороги посыпают солью и реагентами, нужно оберегать алюминиевые конструкции от их воздействия – следить за лакокрасочным покрытием и регулярно мыть байк.
Алюминиевые рамы отличаются высокой жесткостью. Это свойство обеспечивает более легкое управление велосипедом, но и повышает ощущение райдером всех дорожных неровностей. Поэтому для смягчения хода нужно использовать амортизаторы. Зато алюминиевые рамы обеспечивают лучшее ощущение дороги, легкий разгон и въезд на горки.
- Из сплавов титана. Их преимущества – легкий вес, амортизирующие свойства, высокая прочность. На другой чаше весов – высокая цена.
- Из сплавов магния. Такие рамные конструкции прочны, легковесны, эффективно гасят вибрации. Но они дорогие и подвержены коррозии.
- Карбоновые (из углепластика). Кроме цены, у них одни достоинства: легкий вес, эффективное сглаживание вибраций, комфорт при езде, высокая прочность. Но при сильных ударных нагрузках карбон может и раскрошиться.
Размеры рамы для электровелосипеда
Размер велосипедной рамы принято определять по длине подседельной трубы. У рам классической конструкции он измеряется от оси каретки до оси верхней трубы, в остальных случаях – от оси каретки до верхней границы подседельной трубы. Подходящий размер зависит от роста райдера и подбирается индивидуально.
Рост райдера, см |
152–157 |
157–162 |
162–167 |
167–172 |
172–177 |
177–182 |
182–187 |
187–192 |
˃192 |
Рекомендуемый размер МТВ рамы |
14” XS |
15” XS |
16” S |
17” S |
18” M |
19” M |
20” L |
21” L |
22” XL |
Для велосипедов, предназначенных для скоростного спуска, трюкового катания и других видов экстремальной езды, актуальны рамы меньших габаритов. Их использование обеспечивает байкам лучшую маневренность при прыжках и выполнении трюков. Геометрия рамы ощутимо сказывается на поведении байка, причем имеют значение многие параметры. Это необходимо учесть и при выполнении чертежей рамы для электровелосипеда, и при выборе подходящей модели.
Параметр в геометрии рамы |
На что он влияет |
Эффективная длина верхней трубы (обозначение А на рисунке) – замеряется от центра рулевой колонки до центра подседельного штыря. |
С ее увеличением повышается стабильность, но ухудшается маневренность байка. |
Рулевой угол (М) – измеряется между рулевой колонкой и условной горизонталью. |
Чем он больше (ближе к вертикали), тем маневреннее транспортное средство. |
Подседельный угол (L) – измеряется между подседельной трубой и условной горизонталью. |
Если он мал (труба сильно наклонена назад) вес райдера переносится назад, и улучшается сцепление колеса с дорожной поверхностью. С увеличением подседельного угла улучшается посадка велосипедиста для помощи педалями. |
Колесная база – измеряется по горизонтали между осями колес. |
Чем она больше, тем велосипед стабильнее, но его маневренность хуже. |
Длина задних перьев – замеряется по горизонтали между кареткой и осью задней втулки. |
С ее уменьшением улучшается сцепление заднего колеса с дорогой, и повышается маневренность. Для получения жесткой и прочной рамной конструкции данный параметр стараются минимизировать. |
Дорожный просвет (высота каретки) – измеряется от каретки до земли. |
Чем он больше, тем ниже стабильность байка, но лучше проходимость. |
Длина выноса – замеряется по горизонтали от руля до центра рулевой колонки. |
Влияет на посадку райдера и маневренность байка. |
Лучшие рамы для электровелосипеда
Прочность конструкции обычных велосипедов рассчитана на мускульную силу человека и допускает установку только маломощных моторов – на 250–350 Вт. Если же планируется сборка мощного электровелосипеда с мотором на 1000–2000 Вт или выше, обычная велосипедная база не подойдет. Ее нужно усилить, чтобы обезопасить поездки при высоких нагрузках на металлическую базу.
К тому же, при использовании обычной рамы ограничена возможность установки в нее емких аккумуляторных батарей. Для создания мощного персонального транспорта желательно купить или сделать своими руками пространственную раму для электровелосипеда. С ее помощью можно собрать e-bike, не уступающий по характеристикам легкому мотоциклу, скутеру или мопеду.
Особенности пространственных рам
Пространственная рама – прочная, с крепким несущим корпусом, специальными усилителями в местах максимальных нагрузок и крепления силовых компонентов. Кроме упрочненной конструкции она имеет вместительный батарейный отсек. В нее можно установить литиевую АКБ большой емкости, обеспечивающую большой пробег без необходимости подзарядки.
Производители постоянно модернизируют ее конструкцию с целью ее упрочнения и улучшения эргономики. Создать такую раму для электровелосипеда своими руками практически невозможно, ведь нужно:
- выполнить компьютерное моделирование, создать чертежи;
- изготовить образцы;
- провести ходовые испытания;
- оптимизировать угол установки рулевой колонки, форму отсека для АКБ, место крепления заднего амортизатора и другие значимые параметры;
- после каждой модернизации – на специальных стендах и в процессе ходовых проверок выполнить очередные испытания на прочность и ресурс.
Что предпочесть – заводскую или самодельную раму электровелосипеда – решать вам. Мы считаем, что проще и безопаснее купить надежную модель с нужными характеристиками и гарантией производителя. Это позволит избежать сложностей с построением чертежей и кустарным изготовлением сложной конструкции. Особенно не стоит рисковать с вилками для мощных электро велосипедов, ведь они должны быть максимально прочными и надежными.
Читайте в нашей предыдущей статье об отличиях электрического фэтбайка от электровелосипеда.