Электровелосипеды отлично подходят для поездок по дорогам и бездорожью, лесопарковым зонам, пересеченной, холмистой и горной местности. Но возможности и оптимальные условия использования конкретного е-байка зависят от особенностей его конструкции и технического оснащения.
Например, городские электровелосипеды с мотор-колесом на 250–350 Вт рассчитаны на спокойную езду по городу, поэтому для покорения горных маршрутов они не предназначены. При крутых и затяжных подъемах маломощный мотор может перегреться и отключиться. Поэтому ответ на вопрос, можно ли на электровелосипеде ехать в горы, напрямую зависит от его технических возможностей.
Какой он, горный электровелосипед?
Характерные особенности горных электровелосипедов – это:
- отличная проходимость;
- приспособленность для езды по бездорожью и рельефной местности, грязи, гравию, песку, лесным и полевым дорогам, неровному и мягкому грунту;
- равномерное распределение веса;
- мощный и тяговитый электромотор – чаще всего на mountain e-bike используется центральный (кареточный) электродвигатель или пара мотор-колес для полного привода;
- способность преодолевать затяжные и крутые подъемы без перегрева мотора;
- комфорт передвижения независимо от особенностей рельефа, силы ветра, состояния дороги и других факторов;
- уверенное преодоление даже сложных маршрутов;
- широкие возможности использования е-байка и максимум удовольствия от каждой поездки;
- возможность заезжать в гору, как на подъемнике.
Конечно, МТВ на электротяге прекрасно себя чувствует и в обычных условиях, например, при езде по городу. Поддержка в виде мощного электромотора позволяет велосипедисту за меньшее время проезжать значительные расстояния и не уставать в пути. Но лучше всего качества горных е-байков проявляются на бездорожье и крутых подъемах.
Мощность горных е-байков
При подъеме по склону электровелосипеды преодолевают собственную силу тяжести, силу сопротивления воздуха, встречного ветра, сопротивления качению колес, сопротивления подъему и другие внешние силы. Учитывая их значение, можно рассчитать ориентировочную мощность электромотора, достаточную для подъема по склону определенной крутизны.
На какие горки может заехать электровелосипед – зависит от мощности и тяговитости (крутящего момента) его мотора, весовой нагрузки на байк и других факторов. Немаловажную роль играет и режим использования электровелосипеда – будете вы подниматься в горку в гибридном режиме (мотор + педали) или в мопедном, не желая крутить педали.
В среднем, чтобы с легкостью подниматься практически по любому склону и не прикладывать для этого особых физических усилий, достаточно установить на велосипед центральный или ступичный мотор мощностью от 500–750 Вт. Мотор-колеса предпочтительны редукторные, т.к. по крутящему моменту они превосходят прямоприводные модели той же мощности. Вместо одного мотор-колеса лучше ставить 2, чтобы получить полноприводный е-байк с оптимальной развесовкой. Хорошая альтернатива мотор-колесам – центральный (кареточный, mid-drive) электродвигатель.
Преимущества кареточного электромотора
Центральный подвесной мотор – отличный выбор для велосипеда, предназначенного для агрессивного стиля езды, поездок по пересеченной или рельефной местности. Его преимущества:
- оптимальная развесовка байка, снижение центра тяжести и повышение устойчивости;
- охлаждение электромотора и контроллера при движении;
- возможность установки практически на любой велосипед с сохранением большей части родной трансмиссии;
- гибкое управление скоростью и оборотами с помощью переключения передач;
- компактность;
- легкий вес.
С другой стороны, кареточные моторы примерно на треть дороже мотор-колес с идентичными техническими характеристиками и менее надежны, т.к. более подвержены ударам, попаданию воды и грязи. В целом, они ориентированы на профессиональное применение и при корректном обращении позволяют с легкостью подниматься в любую горку.
В предыдущей статье блога VoltBikes представлен обзор противоугонных средств для электровелосипедов.