Расстояние пробега электровелосипеда на одном полном заряде батареи зависит от ее емкости, мощности и «прожорливости» мотора, скорости и манеры езды, весовой нагрузки на байк, рельефа местности, состояния дорожного покрытия и других факторов. В инструкциях к аккумуляторным батареям и электровелосипедам указывается максимальный пробег, достигаемый при езде по ровному асфальту и без сильного встречного ветра в экономичном режиме, т.е.:
- со скоростью до 25 км/ч;
- без резких стартов и частых торможений;
- с интенсивным вращением педалей и вспомогательным использованием мощности мотора.
Максимальный пробег достигается при спокойной езде по горизонтальному ландшафту при температуре воздуха около 20 °С, без прицепа и багажа. Влияют на дальность хода и другие факторы: тип используемого электромотора, качество и уровень износа узлов е-байка, рисунок протектора, давление в шинах, вес велосипедиста. Далее мы рассмотрим проверенные способы, как увеличить дальность электровелосипеда.
Способ 1 – уменьшить скорость и потребляемую мощность
Самый эффективный способ сэкономить заряд батареи и увеличить пробег – ездить на малых скоростях в гибридном режиме (мотор+педали). Все виды трения в узлах электровелосипеда, сопротивление качению и аэродинамическое сопротивление квадратично зависят от скорости езды. При возрастании скорости вдвое затраты энергии на преодоление сопротивлений увеличиваются в 4 раза. Рывки на стартах, скоростная езда и резкие торможения нерационально используют заряд батареи и значительно сокращают пробег.
Имеет значение и номинальная мощность электромотора. Чем она выше, тем двигатель тяжелее, и тем больше он потребляет энергии. К тому же, более мощные мотор-колеса – модели прямого привода – менее экономичны. Поэтому для экономного расходования запасенной в АКБ энергии лучше использовать редукторные мотор-колеса мощностью 250–500 Вт. Если же вы решили сделать скоростной е-байк с мощным прямоприводным мотором, дальностью хода придется пожертвовать.
Способ 2 – сильно накачать колеса, до 3,5 атм.
С увеличением давления в шинах:
- уменьшается сопротивление качению колес;
- сокращается пятно контакта шин с дорожной поверхностью;
- улучшается накат;
- возрастает дальность пробега.
Даже незначительная разница в 0,5 атм. ощутимо влияет на накат и дистанцию пробега, сокращая ее примерно на 5 км. Имеет значение и рисунок протектора на шинах. Чем он мельче, тем больше вы сможете проехать до следующей подзарядки батареи.
Способ 3 – использовать только режим PAS
Система ассистирования педалям PAS, которая массово используется на электровелосипедах в Европе, позволяет экономично использовать заряд батареи и способствует продлению ее ресурса. При использовании системы-ассистента работа электромотора не регулируется ручкой газа, а зависит от кручения педалей.
Специальный датчик реагирует на вращение педалей и уже в начале активного педалирования передает управляющий сигнал контроллеру. В итоге мотор-колесо приводится в движение и облегчает кручение педалей. Когда райдер перестает крутить педали, датчик посылает контроллеру сигнал на прекращение работы электромотора.
Усовершенствованные модели систем PAS имеют датчик крутящего момента. Он учитывает интенсивность кручения педалей и передает полученные сведения контроллеру. В результате, частота оборотов мотор-колеса меняется в зависимости от интенсивности вращения педалей. Система помощи педалированию PAS может использоваться вместе с ручкой газа. В таком случае она выступает дополнительным стимулирующим инструментом для работы электромотора.
Способ 4 – установить дополнительную АКБ
Если штатная батарея не способна обеспечить желаемый пробег, можно установить в дополнение к ней вторую АКБ. Чаще всего один аккумулятор устанавливается на багажнике, а второй – в треугольнике рамы. Для их эффективной работы «в команде» используется набор для подключения и попеременного использования двух АКБ.
Как правило, дополнительная батарея устанавливается на китайские электровелосипеды при их вынужденном дооборудовании. При сборке е-байка самостоятельно или на заказ обычно сразу устанавливается батарея с подходящими характеристиками и запасом емкости. Но иногда возникает необходимость увеличить суммарную емкость и дальность хода из-за изменившихся условий эксплуатации байка.
Способ 5 – уменьшить весовую нагрузку
Еще при сборке электровелосипеда нужно продумать его комплектацию, чтобы не создавать лишний вес. С этой целью стоит выбрать легкий и надежный велосипед, небольшое редукторное мотор-колесо для его электрификации и литий-ионную батарею подходящей емкости. При выборе навесного оборудования и аксессуаров проанализируйте их реальную необходимость, чтобы они не оказались лишним грузом.
Читайте в нашей предыдущей статье о типах мотор-колес для электровелосипедов, отличиях в их конструкции и принципе работы.