Мотор-колесо – это электродвигатель, который устанавливается на место втулки колеса. Его вал зажимается дропаутами вилки, а корпус – вращается и обеспечивает движение. На фланцах мотор-колеса предусмотрены отверстия под спицы. Большинство моделей рассчитаны под 36 спиц, но встречаются МК и под 32 спицы.
Обод подбирается под количество отверстий на фланцах мотор-колеса и обязательно должен быть двойным, усиленным, чтобы уверенно выдерживать увеличенные нагрузки. Чтобы не заниматься спицовкой колеса, достаточно купить МК уже заспицованным. Но даже в этом случае при дальнейшем использовании электровелосипеда может потребоваться переспицовка колеса.
Методы спицовки МК
Спицовка МК может выполняться радиально (солнышком), в 1, 2 или 3 креста. Так называются пересечения каждой из спиц на одной стороне колеса. Чем больше таких пересечений, тем равномернее распределяется нагрузка, и ниже риск деформации колеса. Но с увеличением количества крестов возрастает риск искривления спиц.
Поэтому оптимальный метод спицовки выбирается в зависимости от размеров обода и ступичного электромотора:
- крупное МК в небольшой обод можно заспицевать радиально;
- для ободьев среднего диаметра подходит спицовка в 1 крест;
- компактное МК в крупный обод лучше всего заспицевать в 2 креста.
Расчет спиц для мотор-колеса
При выборе спиц нужно обращать внимание на их длину и калибр (диаметр сечения, обозначается буквой G). Рассчитать подходящую длину спиц для мотор-колеса можно с использованием специального калькулятора. Для этого достаточно ввести значения внутреннего эффективного диаметра обода (с прибавкой 2–3 мм на длину ниппеля), диаметр МК, расстояние от центральной оси байка до фланца МК, количество спиц и количество крестов при их пересечении.
Существующие калибры спиц по американской классификации приведены в таблице:
Калибр |
Диаметр сечения |
Особенности |
17G |
1,4 мм |
Используются в гоночных велосипедах для минимизации веса колеса. |
16G |
1,6 мм |
|
15G |
1,8 мм |
Стоят на большинстве дорожных и спортивных велосипедов. |
14G |
2 мм |
|
13G |
2,3 мм |
|
12G |
2,6 мм |
Подходят для электровелосипедов с редукторными мотор-колесами мощностью 250 – 350 Вт. |
11G |
2,9 мм |
Рекомендуются для МК мощностью 350–500 Вт. |
10G |
3,2 мм |
Отлично подходят для прямоприводных МК мощностью 500–1000 Вт. |
9G |
3,6 мм |
Рекомендуются для спицовки мощных мотор-колес – от 1000 Вт и выше. |
8G |
4 мм |
Применяются на колесах для мотоциклов и автомобилей. |
7G |
4,45 мм |
|
6G |
4,87 мм |
|
5G |
5,15 мм |
|
4G |
5,7 мм |
Правило по выбору калибра спиц
Велосипедные спицы для установки электромотора рекомендуется выбирать на 2 размера толще по сравнению с велосипедом без электропривода + 1 размер на каждое «минус одно» пересечение. Например, если до установки МК на вашем велосипеде стояли спицы калибра 14G (2 мм) и использовалась спицовка в 2 креста, то для заспицовки электромотора в 1 крест понадобятся спицы калибром 12–11G (2,6–2,9 мм) или еще толще. Выбор зависит и от мощности устанавливаемого мотора.
Ориентировочные размеры спиц для установки МК различной мощности в обод разного диаметра приведены в таблице:
Мощность МК |
Диаметр обода |
Длина спиц |
Толщина спиц |
250–350 Вт |
20” |
144 мм |
2,6 мм (12G) |
24” |
190 мм |
||
26” |
238 мм |
||
28” |
248 мм |
||
500 Вт |
24” |
136 мм |
≈3 мм (11–10G) |
26” |
164 мм |
||
28” |
190 мм |
||
1000 Вт и выше |
24” |
88 мм |
3,2–3,6 мм (10–9G) |
26” |
113 мм |
||
28” |
160 мм |
Заспицевать заднее или передее мотор-колесо в обод можно самому или обратиться в веломастерскую – в зависимости от вашего желания, навыков и свободного времени.
На видео приводятся дополнительные подсказки по спицовке мотор-колеса в обод.
Ранее в блоге VoltBikes была опубликована статья о самом быстром электровелосипеде в мире.