Мотор для лодки – не роскошь, а нужное и полезное приобретение. Он позволяет быстро перемещаться по водной глади без применения весел, с легкостью преодолевать значительные расстояния, наслаждаться отдыхом на водоемах, рыбачить или охотиться. Хороший движок значительно расширяет возможности использования маломерного судна и радует своего владельца при каждом выходе на воду.
Нюансы выбора
Остается решить, какой вариант вам нужен: электрический, бензиновый или оба? Ответ зависит от ваших планов и условий использования лодки. Когда нужна солидная мощность и скорость, их с легкостью обеспечивает бензиновый мотор для лодки. Когда важна маневренность, тихий ход, возможность аккуратно подойти к укромным местам или рыбачить «на дорожку», с этими задачами виртуозно справляется электромотор.
Чтобы удовлетворить все потребности, желательно иметь на лодке и бензиновый, и электрический движок. Если же какие-то функции вам не нужны, можно ограничиться одним двигателем. Далее мы подробно сравним бензиновый и электрический мотор для лодки, сопоставим их функционал, плюсы и минусы.
На бензине – быстро, но шумно
Бензиновый мотор выигрывает по 2 параметрам:
- Он мощный – уверенно преодолевает любые маршруты, справляется даже с большими волнами и сильным ветром.
- Он дает максимальную свободу перемещений – не зависит от аккумуляторной батареи, не ограничивает вас во времени и позволяет ходить на любые расстояния. Главное, чтобы хватило запаса топлива.
Но по многим характеристикам бензиновый «силач» уступает небольшому электромотору. Прежде всего, топливный движок более прожорлив, сложнее и дороже в эксплуатации. Солидный вес ограничивает возможности его использования. Например, на корму надувной весельной лодки его не поставишь.
И, конечно же, тихо работать он не умеет. Гул бензинового движка не только распугивает рыб и птиц, но и не дает насладиться звуками природы. Не зря такие движители запрещено использовать в период нереста, а также в охраняемых и заповедных зонах.
Электромотор – когда спешка ни к чему
Электрический мотор для лодки не такой тяговитый – преодолеть сильное течение или встречный ветер ему тяжело. Даже на спокойной воде он тянет лодку со скоростью до 5–8 км/ч. В режим глиссирования на таком движке не выйти – он предназначен только для перемещений на маломерных судах в режиме водоизмещения. Время его автономной работы зависит от параметров аккумуляторной батареи. Обычно АКБ выбирают так, чтобы она обеспечивала 3-часовую работу двигателя на полной мощности.
В целом лодочный электромотор имеет оптимальные характеристики для рыбалки и релакса на небольших водоемах:
- Простота использования – он работает без бензина и масла, легко перевозится в произвольном положении, не требует техобслуживания и консервации на зиму.
- Компактность и легкий вес – такой движок проще переносить и устанавливать, он подходит для большинства маломерных судов и не отягощает их.
- Экономичность – электроэнергия для зарядки АКБ обходится намного дешевле, чем топливо.
- Тихая работа без вредных выбросов, экологичность. Электромотор отлично подходит для отдыха на воде – прогулок по озеру, купания возле лодки, рыбалки. Такие движители уместны даже в заповедных зонах и закрытых водоемах, где бензиновые агрегаты запрещены.
- Простая установка и легкий старт. Нужно просто подвесить движок на транец, подсоединить его клеммы к батарее, настроить высоту погружения винта, нажать кнопку пуска или щелкнуть румпелем.
- Маневренность и плавный ход – электромотор легко управляется и позволяет ловко маневрировать даже на мелководье, в камышовых зонах и на заросших участках.
- Удобная настройка скорости под любые задачи. У большинства моделей предусмотрено 4–5 передних и 2–3 задних передачи. Переключаются они быстро и плавно, позволяя настроить нужный скоростной режим для троллинга, ловли рыбы на спиннинг и других целей.
Сравнение по основным параметрам
Критерий сравнения |
Бензиновый двигатель |
Электромотор |
Конструкция |
Сложнее – гораздо больше деталей и узлов. |
Проще |
Размеры, вес |
Громоздкий, тяжелый. |
Компактный, легкий. При сравнении стоит учесть и вес аккумулятора. Свинцово-кислотные модели достаточно тяжелые, но литиевые АКБ – втрое легче. |
Обслуживание |
Сложнее – замена бензина, масла и смазки, настройка клапанов, замена свеч, консервация на зиму. |
Все просто – нужно только вовремя заряжать аккумуляторную батарею. |
Мощность и скорость |
Больше |
Меньше. Исключение – электролодки для соревнований. Их оснащают мощными электродвигателями и емкими аккумуляторами. |
Способность преодолевать встречный ветер, сильное течение, волны |
Отличная |
Слабая |
Автономность |
Выше – при наличии запаса топлива можно совершать долгие и дальние путешествия. |
Ниже – ограничена емкостью аккумуляторов. Обычно заряда батареи хватает на 3–4 часа хода на полной мощности. Для дополнительной подзарядки АКБ иногда используют солнечные батареи и портативные ветрогенераторы. |
Шум при работе |
Характерный гул, который слышен издалека и распугивает представителей фауны. |
Тихая работа. |
Влияние на экологию |
Продукты сгорания топлива – выхлопные газы, масляная пленка на воде. |
– |
Функции якоря |
Нет |
У некоторых моделей есть GPS якорь, удерживающий лодку или катер на месте. |
Цена |
Выше |
Обычно – ниже, даже в комплекте с АКБ. Но все зависит от технических характеристик. |
Где лучше использовать? |
Большие водоемы, быстрые реки, морские переходы, дальние перемещения по акватории. |
Небольшие участки водоемов, озера, мелководье, камышовые зоны, заросшие участки, закрытые водоемы, заповедники. |
Для каких целей подходят? |
Быстрое перемещение по воде практически на любые расстояния, уверенное преодоление встречного ветра и течения. |
Оснащение надувной или ПВХ лодки, небольшого катера, байдарки. Водные прогулки при спокойном течении, активный отдых, посещение заповедных и охраняемых зон, тихих озер и небольших водохранилищ. Троллинг, рыбалка на спиннинг, ловля белой рыбы на мелководье и у камышей в заливах крупных рек, ловля «на кольцо». |
Выводы
Бензиновый движитель хорошо подходит для продолжительных и дальних перемещений. Его мощность позволяет уверенно преодолевать даже сильное течение и быстро добираться на нужное место. Электромоторы сильны в другом: рыбаки и капитаны маломерных судов ценят их бесшумность, экологичность, маневренность. Нередко электромотор используется в роли вспомогательного двигателя. Это позволяет, например, добираться до места клева на ДВС, а затем переходить на электропривод.
Читайте в предыдущей статье блога Voltbikes об открытии электровелосезона 2022 года, тенденциях развития и новинках.